menu

Архитектурный гид по Тейке. Часть 2

Тейка — один из самых интересных районов Риги с точки зрения архитектурного разнообразия. На протяжении 1930-х годов здесь было построено около 600 зданий в духе функционализма и ар-деко — популярных в то время стилей. Это вполне сравнимо с застройкой вынесенного в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Белого города» Тель-Авива. Но архитектурное богатство Тейки определяется не только этими домами. Вы здесь также увидите прекрасные примеры югендстиля, неоклассики, модернизма 1970–1980-х годов, постмодернизма и современной архитектуры.

Архитектурный гид по Тейке. Часть 2
Фото: Luīze Elizabete Rukšāne, Krišs Karnītis, Ieva Andersone, Gints Ivuškāns, Mārcis Baltskars, SIA “Galantus”
alps.archi

Первую часть рассказа про архитектуру Тейки мы выпускали ранее. Читайте текст по ссылке.

Утилитаризм. Модернизм 1960-х — начала 1980-х годов

После оккупации Латвии Советским Союзом, многое в жизни страны зависело от воли московских руководителей. В том числе под сильным политическим влиянием находилась архитектура. С приходом к власти Никиты Хрущева начинается новая эпоха строительства типовых домов. Это так называемый период борьбы с излишествами: от устранения декоративных деталей до максимальной бюджетизации и утилитаризации — не просто изменение стиля, но и философии архитектуры. По сути, это было возвращение, а также переосмысление идей функционализма и конструктивизма 1920–1930-х годов — «первой волны модернизма». По этой аналогии период 1960 — начала 1980-х можно назвать «второй волной модернизма».

Архитектурный гид по Тейке. Часть 2
fotovietas.com, Ikars Kublins

Одним из самых выразительных проектов этого времени мы считаем здание на Brīvības iela 221-1, которое строилось как Центр профессионального обучения Министерства Архитектуры и Строительства Латвийской ССР. Оно было создано в 1981–1983 годах по проекту Аниты Маринской (Anita Marinska), Александрса Волятовскиса (Aleksandrs Voļatovskis).

Фасад сильно контрастирует с окружающими постройками, но, при этом, вписывается в габариты, высотность и общую линию застройки улицы. В плавных линиях элементов здания заметно влияние биоморфизма — архитектурного направления, вдохновенного природными формами. Кстати, Анита Маринска чуть позднее участвовала в проектировании интереснейших постмодернистских домов в Яунмарупе, декор и формы которых отсылают к национальной латвийской архитектуре.

Архитектурный гид по Тейке. Часть 2
Бывший Центр профессионального обучения Министерства Архитектуры и Строительства Латвийской ССР.
Архитекторы: Анита Маринска (Anita Marinska), Александрс Волятовскис (Aleksandrs Voļatovskis). 1981–1983 гг.

В одной минуте ходьбы от предыдущего адреса находится сурово выглядящее здание Рижской Социальной Службы и Финансового департамента Рижской думы. Оно было построено в 1979 году для Районного Комитета Коммунистической Партии Латвии и исполкома Пролетарского района Риги — современная Тейка во времена советской оккупации была частью этого района. Архитекторы Олгертс Крауклис (Olģerts Krauklis) и Ария Ишханова (Ārija Išhanova) создали проект так, что он напоминает два соединенных друг с другом многогранника. С одном из них, который поменьше, находится зал для собраний. Длинные вертикальные окна этого зала закрыты витражами с абстрактными рисунками. Интересно организована стоянка для машин: по сути она находится в еще одном многограннике, но под землей на территории соседнего сквера. 

Архитектурный гид по Тейке. Часть 2
Бывший Районный Комитет Коммунистической Партии Латвии и исполком Пролетарского района Риги.
Архитекторы: Олгертс Крауклис (Olģerts Krauklis) и Ария Ишханова (Ārija Išhanova). 1979 г.

Очень брутально выглядит здание Института агроресурсов и экономики (Agroresursu un ekonomikas institūts) на Struktoru iela 14, строительство которого было завершено в 1983 году. Это яркий пример перехода рациональной модернистской архитектуры в с сторону большей декоративности. Причем эта декоративность проявляется не в увеличении непосредственно элементов декора, а в решении самой формы: появление некоторых архитектурных элементов в этом проекте сложно объяснить функциональной необходимостью. Конструкция здания напоминает художественные произведения скульпторов-авангардистов 1920-х годов, создававших абстрактные динамичные композиции, далеко не всегда думая об их практическом применении. Кстати, на фасаде здания со стороны Biķernieku iela 6 находится металлический диск, отдаленно напоминающий крону дерева. Внутри этого диска находится нынешний логотип института.

Архитектурный гид по Тейке. Часть 2
Институт агроресурсов и экономики (Agroresursu un ekonomikas institūts) на Struktoru iela 14. 1983 г.

Особенно высокая концентрация модернистской архитектуры в Тейке находится на пересечении Aizkraukles iela и Dzērbenes iela. Здесь находится Институт электроники и информатики (Elektronikas un datorzinātņu institūts), построенный в 1964 году. Его легко узнать по выразительным угловатыми солнцезащитными козырькам на крыше. Интересно, часто ли студенты и преподаватели в теплые дни отдыхают на этой крыше? 

Постмодернизм

В 1980–1990-е годы латвийская архитектура, как и другие области культуры, находится под сильным влиянием движения национального определения. Многие проектировщики стараются выработать новый художественный язык: визуально современный, но уважающий традиции прошлого. Популярный в то время постмодернизм, эклектичный и заигрывающий с историческими стилями, стал хорошей основой для формирования актуального архитектурного образа независимой Латвии.

Яркий пример поиска национального архитектурного языка — жилой дом на Ūnijas iela 37, построенный к 1994 году. Изначально он предназначался для работников передового завода VEF. Над этим проектом работал Юрис Пога (Juris Poga) — архитектор с хорошо узнаваемым художественным почерком. Здесь он так же, как ранее в жилом комплексе на Firsa Sadovņikova iela 21, использует мотив скатной треугольной крыши, дробление длинного фасада на небольшие секции, а в качестве материала активно применяется красный кирпич — визуальная перекличка с постройками старого города. У некоторых дом на Ūnijas iela даже ассоциируется с крепостной стеной — настолько неординарно и брутально решен фасад, выходящий на шумную улицу. 

Архитектурный гид по Тейке. Часть 2
Жилой дом на Ūnijas iela 37.
Архитектор: Юрис Пога (Juris Poga). 1994 г.

Одна из основных высотных доминант района — офисное здание компании Latvijas Mobilais Telefons. На крыше стоит декоративная конструкция, изображающая парус — популярный мотив в архитектуре начала 2000-х годов. Паруса стали трендовыми во многом благодаря успеху дубайского отеля Burj Al Arab, открывшегося в 1999 году. В Риге архитекторы Алвис Злауготнис (Alvis Zlaugotnis) и Ева Берзиня (Ieva Bērziņa) спроектировали сразу два парусника: небоскреб компании Swedbank 2003 года и более приземистый вариант на Тейке — офисный центр Latvijas Mobilais Telefons 2001 года постройки. Оба здания обильно покрыты стеклом и имеют дугообразный фасад, что при должном воображении может ассоциироваться с надутыми ветром парусами.

Архитектурный гид по Тейке. Часть 2
Офисное здание компании Latvijas Mobilais Telefons.
Архитекторы: Алвис Злауготнис (Alvis Zlaugotnis) и Ева Берзиня
(Ieva Bērziņa). 2001 г.

Метамодернизм или «третья волна» модернизма

Можно сказать, что архитектурная мода меняется по принципу движения маятника: то ее а сторону большей рациональности качает, то — в игривость и декоративизм. Усталость от одних тенденций порождает противоположные. Вот и после постмодернистских 1980–2000-х годов пришло время так называемого метамодернизма или неомодернизма — возврата к идеям аскетичности и утилитарности. Важное значение в изменении архитектурных тенденций сыграл Мировой экономический кризис рубежа 2000-х — 2010-х годов. 

Характерный пример архитектуры метамодернизма — бизнес-район и жилые дома Jaunā Teika. Одним из первых появился корпус под названием Valters — его достроили к 2009 году. Пожалуй, он один из самых визуально дерзких во всем микрорайоне: обилие стекла, изогнутые формы, динамичная геометрия. Здания Ausma, Teodors, Henrihs 2016 года выглядят уже более спокойно. В проекте участвовали архитекторы Алвис Злауготнис (Alvis Zlaugotnis) и Улдис Берзиньш (Uldis Bērziņš). Ландшафтный дизайн разрабатывали Илзе Рукшане (Ilze Rukšāne), Сандра Сарканбарбе (Sandra Sarkanbārde), Марис Бушс (Māris Bušs), Иева Диманте (Ieva Dimante).

Архитектурный гид по Тейке. Часть 2
Jaunā Teika
Фото: Luīze Elizabete Rukšāne, Krišs Karnītis, Ieva Andersone, Gints Ivuškāns, Mārcis Baltskars, SIA “Galantus”
Архитекторы: Alvis Zlaugotnis un Uldis Bērziņš, SIA “Tectum”

Если архитектура метамодернизма вас не очень впечатляет, то в этот район всё равно стоит зайти ради одной странной скульптуры. Она изображает обезьяну-космонавта и посвящена животным, погибшим во время испытаний на выживание в космосе. Её выполнил Денис Прасолов в 2016 году. Первоначально десятиметровая фигура обезьяны была выставлена в парке Кронвалда, но затем переехала сюда.

Архитектурный гид по Тейке. Часть 2
Скульптура «Обезьяна Сэм».
Скульптор Денис Прасолов. 2016 г.
Фото: Luīze Elizabete Rukšāne, Krišs Karnītis, Ieva Andersone,
Gints Ivuškāns, Mārcis Baltskars, SIA “Galantus”

Совсем недавно на Brīvības iela 207 появилось внушительных размеров здание Службы государственной безопасности (Valsts drošības dienests). Местные жители протестовали против его строительства, так как рассчитывали, что на этом месте благоустроят сквер — раньше тут находился популярный велотрек, но территория долгое время была заброшена. Но в итоге местным жителям не удалось отстоять свое мнение. К 2024 году строительство монументального проекта, напоминающего идеально вырезанный кусок мрамора, было окончено. Высокий глухой забор и почти полное отсутствие окон как бы намекают, что лишнему вниманию со стороны любителей поразглядывать архитектуру тут не рады. Кстати, проект постройки на этом месте, выставленный на сайте архитектурного бюро Sarma&Norde arhitekti, изначально предполагал многометровой фасадное остекление.

Автор: editor nbhd
Дата: 27.01.25
АФИША